Сейчас тема экологии все больше заполняет нашу повседневность: появляются контейнеры для раздельного сбора мусора, открываются zero-waste магазины, а люди все реже соглашаются на монотонное предложение кассира о пакете. Но если с многоразовыми авоськами и разницей между PET1 и PET2 относительно все ясно, то экологичность производства одежды все еще вызывает вопросы. Как это происходит? В чем заключается экологичность? Это действительно работает или является обычной имиджевой историей?
Рассказываем, что же скрывается под понятием «sustainable brands», опасен ли «greenwashing» и who is who? И что самое главное — можно ли уже сегодня внести свой собственный вклад в будущее планеты, поддержав экологичное производство.
Reduce. Reuse. Recycle.
В экономике есть пирамида Маслоу, а в экологии — пирамида 3R, и строится она на трех китах: сокращай, используй на повторе, перерабатывай. Бренды, придерживающиеся философии «eco-friendly», работают именно по такой схеме, снижая затраты и потребление ресурсов, используя многоразовую упаковку и создавая новехонькие сникресы из найденных на побережье бутылок. При этом можно заметить, что вещи, вышедшие из-под конвейера sustainable-производства, нередко стоят дороже, чем новый масс-маркет. Но это очень обманчивая картина трат и выгод, ведь eco-friendly вкладываются не только в экологичность производства, но также и в долговечность вещей. Ведь если выпущенная продукция быстро придет в негодность, это пойдет вразрез с основной идеей осознанного потребления. Так и выходит, что потратив пусть даже в 1.5 раза больше, мы получаем один фактически неубиваемый элемент гардероба вместо нескольких однодневок.
Из стекляшек и промокашек
Какой же материал берется за основу recycle-одежды? Когда повсюду идет демонизация синтетики, мысль о том, что вещь может быть сделана из пластика приводит некоторых в ужас: вдруг она не «дышит» и вообще спровоцирует аллергию. На самом же деле, любой добросовестный производитель (а в сфере eco-friendly такими являются все, за исключением отдельных случаев, о которых мы поговорим чуть позже) проводит многоступенчатую обработку, обеспечивая абсолютную нетоксичность материалов. А уж говорить о циркуляции воздуха в таких изделиях и вовсе не приходится, достаточно взглянуть на одного из первопроходцев в экологичном производстве, мастодонте спортивной одежды, — Adidas с его ответвлением, красноречиво именуемым «SUSTAINABLE». Вот уж где есть и влагоотведение, и терморегуляция, и другие прелести современных технологий пошива.
CO2 — это не модно
Говоря о различных способах делать этот мир чуточку чище, нельзя не упомянуть о таком направлении, как углеродная нейтральность, к которому присоединяется все больше и больше мировых брендов. В чем его суть? Ключевое — это, конечно, компенсация выбросов СО2 и других вредных газов в атмосферу, возникающих вследствие производства и транспортировки изделий. Одной из самых распространенной мер остается высадка деревьев, но чтобы сейчас достичь абсолютной CO2-нейтральности в индустрии моды, необходимо возродить настоящий Эдем. Так что пока eco-friendly бренды лишь стремятся продлить жизнь вещей, сократить затраты ресурсов и хоть как-то покрыть наносимый в процессе производства урон, прогнозируя нейтрально-углеродный «рай на Земле» лишь к 2050 году. Но возможно, чем больше производителей будет примыкать к зеленому движению, тем выше шансы выйти в абсолютный ноль гораздо раньше.
Как минимум, сейчас подвижками в эту сторону могут похвастаться Gucci, Balenciaga, Gabriela Hearst, Burberry, Saint Laurent, Levi’s и многие другие.
Гринвошинг в овечьей шкуре
Как сказал Отто Фон Бисмарк: «Революцию готовят гении, вершат романтики, а ее плодами пользуются…». В общем, на волне sustainable отдельное и не очень почетное место занимают бренды, остающиеся экологичными лишь на словах и то ради хайпа. И если роскошные кожаные сандалии Stella McCartney никогда из кожи и не были по этическим соображениям, то процент экологичных товаров в том же H&M остается ничтожно малым средь гор скоропортящегося масс-маркета. А вот разговоров об этом столько, словно фирма является запасной штаб-квартирой Green Peace. Под эгидой заботы об экологии бренды могут делать себе имидж, сокращать расходную часть и даже банально не вникнув в тему, стать самым громким «голосом планеты». Чему же верить на самом деле? Цифрам. Большинство sustainable производств охотно публикуют результаты своей деятельности и готовы предоставить сертификаты, утвержденные на мировом уровне.
Eco-friendly покупатель
Как нам, непосредственному потребителю, можно сделать индустрию моды экологичнее? В первую очередь, привнести в свою жизнь осознанность. Снизить количество импульсивных покупок одежды, которая с рейла магазина переезжает в темное царство шкафа без права на «выгул». Выбирать более долговечные вещи, пусть они будут стоить чуть дороже. Не вестись на модели, которые не то что быстро выйдут из моды, а вылетят оттуда как из пушки. Ну и, конечно, открыться тому, с чем семимильными шагами к нам идет прогресс: выбрать свою пару кед из бывшего пластика, обзавестись сумкой из яблочной кожи и прикупить на зиму стильное и теплое пальто, которое в прошлой жизни возможно было пакетом.
Однако далеко не все eco-friendly линейки брендов, как Adidas, представлены в России в полной своей мере, но разве границы должны нас останавливать? Сейчас множество сервисов по типу ASOS или YOOX выделяют sustainable в отдельную категорию, предоставляя выбор самых различных моделей, созданных с заботой об окружающей среде. А CDEK Forward вообще стирает все возможные границы, позволяя совершать онлайн-шопинг прямо на официальных сайтах производителей, беря на себя все хлопоты по доставке и другим тонкостям при покупках из-за рубежа.
Любой вклад в сохранение природы значим, а с какой стороны к этому решите подойти вы: исследовать ассортимент секонд-хендов или бороздить просторы онлайн-шоппинга — выбирать только вам.